Актуальность темы проекта.
Вопрос о целесообразности проведения Государственной (итоговой) аттестации в новой форме стоит давно. Все участники образовательного процесса: учителя, учащиеся, преподаватели ВУЗов, руководители органов образования, родители – высказывают свои доводы «за» и «против». Но, ни у кого на сегодняшний день не вызывает сомнения тот факт, что ГИА, как форма организации аттестации и контроля знаний учащихся заняла прочные позиции.
Очевидными положительными сторонами Государственной (итоговой) аттестации являются:
- единые требования для учащихся всей страны при проведении экзаменов;
- отсутствие субъективизма;
- независимость итоговой оценки от мнения преподавателя и образовательного учреждения;
- точность в оценивании учащихся;
- высокая степень защищенности от постороннего вмешательства и фальсификации результатов.
Вместе с тем, данная технология аттестации выпускников общеобразовательных учреждений выявила ряд проблем:
- отсутствие опыта у выпускников общеобразовательных учреждений в использовании данной технологии;
- завышенная самооценка уровня учебных достижений у тестируемых и ложное представление о своих возможностях;
- сложность работы в одном режиме учащихся с различными типами нервной деятельности и темпераментом;
- не соответствие форм и методов оценки качества знаний на уровне основного среднего образования (устный ответ, контрольная работа, экспериментальное исследование) и аттестации и контроля знаний в форме ГИА.
На сегодняшний день не существует педагогически обоснованной системы подготовки к итоговой аттестации в новой форме. В последние годы появилось достаточно большое количество новых учебников и сборников для подготовки к аттестации. Однако учителя оказались в ситуации, когда отсутствует методическая база и образовательная структура, организованная на принципе дифференцированного подхода к учащимся для подготовки к аттестации. При развитии личностной позиции учащегося и повышения значимости его замыслов в процессе подготовки к итоговой аттестации недостаточно анализируется его субъективная позиция.
Слабо изученными остаются такие вопросы, как:
- теоретические основы формирования готовности учащихся к итоговой аттестации;
- содержание, формы и методы подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к итоговой аттестации;
- педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к итоговой аттестации.
Таким образом, существующая система подготовки выпускников основной общеобразовательной школы к Государственной (итоговой) аттестации в новой форме сталкивается с необходимостью разрешения противоречий:
- признание необходимости подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к итоговой аттестации и недостаточная разработанность теоретического обоснования и научно-методического обеспечения такой подготовки;
- потребности и стремления учащихся участвовать в итоговой аттестации и уровень владения ими необходимыми знаниями и умениями;
- кардинально изменившимися ценностными ориентациями общества в целом и достаточно консервативными ценностными ориентациями в образовательной сфере (в частности, в подготовке к итоговой аттестации).
Необходимость решения указанных противоречий определяет актуальность проблемы исследования и предполагает следующую формулировку темы педагогического проекта: «Система подготовки учащихся к Государственной (итоговой) аттестации по физике в новой форме».