Актуальность проекта

Актуальность темы проекта.

Вопрос о целесообразности проведения Государственной (итоговой) аттестации в новой форме стоит давно. Все участники образовательного процесса: учителя, учащиеся, преподаватели ВУЗов, руководители органов образования, родители – высказывают свои доводы «за» и «против». Но, ни у кого на сегодняшний день не вызывает сомнения тот факт, что ГИА, как форма организации аттестации и контроля знаний учащихся  заняла прочные позиции.

Очевидными положительными сторонами Государственной (итоговой) аттестации являются:

  • единые требования для учащихся всей страны при проведении экзаменов;
  • отсутствие субъективизма;
  • независимость итоговой оценки от мнения преподавателя и образовательного учреждения;
  • точность в оценивании учащихся;
  • высокая степень защищенности от постороннего вмешательства и фальсификации результатов.

Вместе с тем, данная технология аттестации выпускников общеобразовательных учреждений выявила ряд проблем:

  • отсутствие опыта у выпускников общеобразовательных учреждений в использовании данной технологии;
  • завышенная самооценка уровня учебных достижений у тестируемых и ложное представление о своих возможностях;
  • сложность работы в одном режиме учащихся с различными типами нервной деятельности и темпераментом;
  • не соответствие форм и методов оценки качества знаний на уровне основного среднего образования (устный ответ, контрольная работа, экспериментальное исследование) и аттестации и контроля знаний в форме ГИА.

На сегодняшний день не существует педагогически обоснованной системы подготовки к итоговой аттестации в новой форме. В последние годы появилось достаточно большое количество новых учебников и сборников для подготовки к аттестации. Однако учителя оказались в ситуации, когда отсутствует методическая база и образовательная структура, организованная на принципе дифференцированного подхода к учащимся для подготовки к аттестации. При развитии личностной позиции учащегося и повышения значимости его замыслов в процессе подготовки к итоговой аттестации недостаточно анализируется его субъективная позиция.

Слабо изученными остаются  такие вопросы, как:

  • теоретические основы формирования готовности учащихся к итоговой аттестации;
  • содержание, формы и методы подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к итоговой аттестации;
  • педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к итоговой аттестации.

Таким образом, существующая система подготовки выпускников основной общеобразовательной школы к Государственной (итоговой) аттестации в новой форме сталкивается с необходимостью разрешения противоречий:

  • признание необходимости подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к итоговой аттестации и недостаточная разработанность теоретического обоснования и научно-методического обеспечения такой подготовки;
  • потребности и стремления учащихся участвовать в итоговой аттестации и уровень владения ими необходимыми знаниями и умениями;
  • кардинально изменившимися ценностными ориентациями общества в целом и достаточно консервативными ценностными ориентациями в образовательной сфере (в частности, в подготовке к итоговой аттестации).

Необходимость решения указанных противоречий определяет актуальность проблемы исследования и предполагает следующую формулировку темы педагогического проекта: «Система подготовки учащихся к Государственной (итоговой) аттестации по физике в новой форме».